Глазами тех, кто воевал

В Андрееве многие помнят бывшего директора средней школы Савватеева Дмитрия Ивановича –  долгожителя, человека  талантливого во всех отношениях:  художник,  играл  на музыкальных инструментах, хорошо пел и танцевал.

 Но мало кто знает о его военном пути, который он прошел. Трудным, не гладким был тот путь.

В армию Дмитрия Ивановича призвали в 1940 году. Служил он на Украине  в противотанковом артдивизионе в чине старшины. Сам Буденный подписал приказ о присвоении ему звание политрука, но приказ в силу вступить не успел – грянула война. Уже на 2-ой день он оказался в бою. Дмитрия Ивановича назначили командиром сорокапятимилллиметровой пушки – сорокопятки или еще её называли «Прощай Родина». Первый же бой был  жарким. Фашисты уничтожили три  батареи.. Пришлось отступать.. Долго помнилась картина, как истекающий кровью командир  второй батареи лежа на дороге умолял  «Пристрелите меня, браточки , пожалуйста». У него взрывом были оторваны обе ноги, все бежали мимо и никто не решился послать в командира пулю. Сопротивлялись до последнего. Нашли в одной из деревень брошенный трактор и пару лошадей, прицепили к ним оставшиеся пушки и отступали на восток. Они старались сдержать  наступление немцев, чтобы дать больше времени для отступления другим дивизиям.

В начале сентября 1941 года в живых остались единицы. Дмитрий Иванович услышал, как немцы в рупор объявляют по- русски: «Ви окружены. Если будете продолжать стрельбу -мы вас уничтожим». Но Дмитрий Иванович  всегда говорил: «Я не сдался в плен, а был взят» и вспоминать об этом не любил.

Винница уже была взята фашистами. Три дня пленных вели пешком. Военнопленных было около тысячи, а в лагере, куда их поместили и того больше.Украина была почти вся под немцами. По лагерю пополз слух, что украинцев возможно будут отпускать домой, так как  немцам была нужна рабочая сила: и в поле и на заводах.

 Дмитрий Иванович назвался украинской фамилией Ермаченко.  Через три недели, действительно, украинцев стали отпускать, только длилось это всего 3 дня. И из 5 тысяч отпустили лишь человек 300. Но он оказался счастливцем. Еле живые, истощенные они с другом Алексеем Ефименко хотели пробраться к Пинским болотам, там ,надеялись, будет лазейка, попасть к своим. Не дошли. Остановились в местечке Червонное, в селе Малые Мошковицы. Дмитрий Иванович стал партизаном вместе с местными. А Алексей подался в полицаи. По дружбе друг друга не трогали. Подпольная организация была очень законспирирована. Дмитрий Иванович  знал только несколько человек. Здесь ему и довелось дождаться освобождения.

Дмитрия Ивановича отправили в Житомирский запасной полк в качестве писаря. Но ему было обидно. Как же так он не привезет домой не одного ордена или хотя бы медали? Записался на передовую и стал служить в разведке. За взятие «огневого гнезда» противника получил орден Красной звезды. Дмитрий Иванович вернулся с войны, как и мечтал еще и с орденом Отечественной войны и с медалями в том числе.

После войны Дмитрия Ивановича вызывали в местный отдел НКВД. Стало известно о том, что Ефименко был полицаем, а он знал – и не донес на него по окончанию войны. Но в Сталинские лагеря его все же не определили.

Он очень сожалеет, что не дошел до Берлина. Война для него закончилась в Австрии. Но мечта его осуществилась в его картине, которую он назвал «Едут, едут по Берлину наши казаки». По иноземным просторам скачет лихая конница, на заднем плане – готические шпили башен.

 

Записано со слов ветерана. 2004 г.

 Хромова Л.И., заведующая Андреевской сельской библиотекой

Оставить комментарий

Рубрика Новости библиотек

Комментирование запрещено.