«И в ярости рыдала мать-земля»

11 апреля ежегодно отмечается особенная дата – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который учредили в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.  Узникам концлагерей не положено орденов, хотя каждый день в лагере был больше, чем подвиг. Это был кромешный ад на земле, где борьба за жизнь требовала нечеловеческих усилий.

Самые обездоленные дети войны — малолетние узники фашистских  концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Невозможно представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

 В литературной гостиной Головинской сельской библиотеки состоялась встреча двух поколений «Украденное детство». На урок памяти была приглашена малолетняя узница фашизма — Хромова Нина Александровна. Учащиеся седьмых классов Головинской средней школы (руководитель-педагог Максимова Ольга Викторовна) были слушателями.

Нина Александровна живет в поселке Головино с 1964 года. Работала учителем русского языка и литературы, как в Крюковской (ныне Головинской ) школе, так и в ФКУ ИК-1.

1943 год, шли бои, маленькой Нине не было и трех лет, а у мамы трое ребятишек, из которых старшему сыночку 6 лет.

Рядом была Брянская область, явились каратели и на калужскую землю, жгли дома, семьи коммунистов расстреливали полностью. Собрали женщин, детей, стариков в колонну, сопровождая охраной: фашистами с овчарками. До железной дороги надо было идти более 30-ти км. Потом посадили в товарные вагоны, забили досками и долго везли.

После стало известно, что слабых узников отправляли в газовые камеры, а кто посильнее – в рабство, на малолетних узниках ставили опыты, а также дети становились донорами крови, для раненных немецких солдат.

 Когда привезли, была огромная территория, огражденная колючей проволокой. Возможно, привезли в Германию, в Прибалтику или в Польшу, в памяти осталось, что мама называла хозяйку «пани».

Всегда хотелось кушать, а хозяйка часто пекла оладьи. Брат послал маленькую Нину украсть 2 оладья, получилось сходить раза три или четыре. Хозяйка заметила пропажу и попросила показать руки, ладошками вверх. У брата ничего не было, а у Ниночки оставался ещё один оладушек. Их мама была жестоко наказана.

 В 1944 году было освобождение, возвращение домой на обозах, по прибытию увидели страшные руины, все сожжено и долгое время жили в землянках, окопах, земляной пол застилали еловыми ветками.

Жили очень голодно и после войны, искали мороженую картошку, мама готовила кисель из полученного крахмала, хлеб пекла из крапивы, лебеды, липового листа, льняных отходов.

В 60-тые годы стали поднимать колхозы, мужчин было мало и все послевоенные тяготы легли на плечи женщин  и детей. Маленькие дети ухаживали за коровами, телятами, сеяли поля вручную, пахали на коровах и быках, даже сами впрягались в 6-7 лет и пахали землю. Руками разбрасывали лен, гречиху, а потом собирали урожай серпами, на руке Нины Александровны остался след с того времени от серпа.

 В школе, чтобы писать, чернил не было и приходилось строгать химический карандаш. Нина Александровна, еще с детства, любила читать книги, а особенно произведения Аркадия Гайдара.  Папа Нины Александровны воевал, был наводчиком в танке, горел, тяжело контужен. До конца жизни, в его голове были осколки, которые нельзя было извлечь, всегда сильно болела голова. Когда вернулся домой из госпиталя, сделал станок, на котором ткали холсты и на снегу отбеливали их, а мама шила платья. Сдавали государству молоко, масло, яйца.

Вспомнили еще двух малолетних узниц, жителей поселка Головино, это Круглова Валентина Федоровна и Калева Мария Ивановна. Но это уже другие истории  жизни.

Встречу дополнила книжно-иллюстративная выставка «Помнить больно, забыть нельзя».

В завершение встречи прозвучала  антифашистская песня «Бухенвальдский набат», знаменитая на весь мир.                    

С.А.Елисеева, заведующая Головинской сельской библиотекой

Оставить комментарий

Рубрика Новости библиотек

Комментирование запрещено.