«… я не знаю, как и когда умер мой прадед, где он похоронен. Дед мне не рассказывал об этом, я не интересовался… А теперь спросить не у кого….»


Гришковец Е. В.  Реки: повесть/ Евгений Гришковец.- Москва: Махаон, 2009.- 190 С.

«Реки» — первая повесть Евгения Гришковца. Как и все, что делает Гришковец, «Реки» — произведение пронзительное и очень теплое. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашел причины, чтобы уехать. О странном чувстве Родины.

Повесть-размышление. Один из самых тонких жанров — либо мир и переживания рассказчика захватывают, либо не захватывает вовсе, как и случается подчас. В случае с Гришковцом и его Реками его рассуждения, воспоминания, ассоциации читаются на одном дыхании.    Читая это произведение, я представляла такую картину: я сижу где-то на скамейке в парке, и совершенно незнакомый мне человек, начинает рассказывать про жизнь, про детство, про любовь к своей Родине, большой и малой. И я начинаю ловить себя на мысли, что он просто знает все обо мне, о моих воспоминаниях, о моих чувствах, но только пересказывает их почему-то со своими подробностями, в своем измерении.

Мне нравится эта книга, впрочем, как и всё творчество Гришковца, тем, что она пробуждает забытые чувства, откровения, которые мягко обволакивают и согревают тебя. Причём, он говорит о том, что было и есть у каждого. Детство, школа, бабушка и дедушка, юность. Первые шаги навстречу большой жизни, родные город или деревня, стыд, разочарование, непонимание, радость и многое другое.

Повесть называется «Реки». Город, в котором прошло детство героя, стоит на реке, на берегу широкой сибирской реки. Казалось бы, что повесть посвящена этому городу и этой реке. Отсюда и название. Но с первых же страниц автор приглашает нас в путешествие совсем по другим рекам – рекам воспоминаний, рекам памяти.Это автобиографичное произведение, в котором автор рассуждает о привязанности к Родине и к своим традициям.В повести «Реки» Гришковец со свойственной ему теплотой и подлинностью пишет о родном сибирском городе, который он покинул, кажется, навсегда, но ни разу не упоминает его названия. В тексте встречаются Новосибирск, Омск, Иркутск и Барнаул, но Кемерово — ни разу. Оно и понятно, город, с которого начинается родина, у каждого читателя повести будет свой.

В повести  нет линейного сюжета. Это плавно перетекающие из одной в другую истории. Много просто описаний мест или событий. А такие вещи могут быстро утомить и снизить интерес к чтению. Но!…  Но лично со мной этого не случилось. На протяжении всей повести я находилась в той, заданной Гришковцом, атмосфере. Примеряла прочитанное на себя, получала удовольствие, вспоминая, все то, что давно пылилось на полках в моей голове.Одно за другим, мы вместе с автором переживаем воспоминания из юности и детства. Гришковец, например, рассказывает про своего деда, про то, как первый раз попробовал водку, про студенческую веселую пору, поездку на юг, и купленные за бесценок лапти. Такие вот маленькие истории, из которых состоит жизнь каждого из нас.Мое отношение к этой книге – она захватывает с первой страницы, оживляет в памяти все самое дорогое. После ее прочтения становиться грустно и светло одновременно. Ведь все, что я прочитала, а еще больше, что вспомнила, было в моей жизни. И сердце щемит от этих воспоминаний. И я понимаю, что у меня есть своя река памяти, и она сливается с реками Евгения Гришковца.

Елена Никонова. (Воровская  сельская библиотека) 18.03.2013